Что такое эквалайзер и как его настроить для улучшения качества звука

Статьи о технологиях и девайсах 📑

Хотите улучшить звук в наушниках или колонках? Эквалайзер позволяет усилить басы, высокие частоты и многое другое, чтобы настроить звук по вашему вкусу.

Что такое эквалайзер

Эквалайзер — это инструмент для записи и мастеринга музыки, который может использовать любой человек для настройки звуковой характеристики своих наушников, колонок с помощью приложения или физических элементов управления.

Не у всех есть опыт работы со звуком, хотя он и не нужен, чтобы воспользоваться преимуществами эквалайзера. Однако, чтобы получить наилучшие результаты, нужно понять, как он работает.

Настройка эквалайзера

Читайте также: ТОП 10 лучших беспроводных накладных наушников 2021 года – Рейтинг

Что такое эквалайзер

Простыми словами эквалайзер — это инструмент для регулировки усиления различных частот во всём выходном частотном диапазоне устройства.

Эквалайзер что такое

Прежде чем перейдём к потребительским приложениям и эквалайзерам для наушников (EQ), необходимо разобрать ещё несколько технических терминов. Даже если вы с меньшей вероятностью встретите их полномасштабные версии.

Параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер — это студийный инструмент, который обычно доступен либо в виде плагина, либо на консоли с регулировками.

Параметрический эквалайзер

Такие регулировки позволяют выбрать любую частоту, а затем увеличить или уменьшить её по своему усмотрению. Вы также можете настроить полосу пропускания (часто отображаемую как Q на регулировках эквалайзера) диапазона, который усиливаете или срезаете.

Узкая полоса пропускания относится к очень точному диапазону частот, в то время как более широкая полоса пропускания включает медленно сужающийся вокруг выбранного диапазона.

Другими словами, параметрические эквалайзеры позволяют вам добиться очень высокой детализации. Вы можете точно определить проблемные частоты в миксе или выделить, которые могут выиграть от небольшого усиления.

Полочный эквалайзер

Полочный эквалайзер (shelving EQ) — ещё один вариант, который регулирует всё выше или ниже выбранной вами частоты, в зависимости от того, используете ли вы высокую или низкую полку.

Полочный эквалайзер

Обычно вы можете управлять как срезом (частотой, с которой начинается затухание), так и степенью снижения усиления, происходящей с затухающими частотами. Естественно, эквалайзеры низких частот фокусируются на низких частотах, а эквалайзеры высоких частот — на высоких.

Возможно, вы могли использовать оба этих типа эквалайзеров. Многие потребительские аудиоустройства имеют регуляторы низких и высоких частот, которые, в зависимости от реализации, выполняют роль параметрических и полочных эквалайзеров.

Полочный эквалайзер

Например, поворот регулятора баса может усилить или ослабить всё ниже определённой частоты с постепенным спадом, чтобы результат не звучал странно. Или изменение может повлиять на выбор полосы пропускания от средней до широкой, например, с параметрической эквализацией. То же самое относится к регулятору высоких частот, хотя его изменения, влияют на более высокие частоты.

Графический эквалайзер

Самый распространённый, это графический эквалайзер. Подобные типы эквалайзеров обычно отображают ползунки, соответствующие разным частотным диапазонам.

Графический эквалайзер

Когда мы говорим о многополосном графическом эквалайзере, каждая полоса (обычно) представляет собой фиксированную частоту, которую вы можете повышать или понижать с помощью фейдера. Полосы самых низких частот находятся слева, а самых высоких – справа.

Когда вы тянете вверх ползунок, вы увеличиваете усиление. А когда опускаете ниже нуля – режете. Чтобы помочь настроить эквалайзер для идеального звука, многие приложения предлагают встроенные предустановки (пресеты). Они содержат разные настройки для каждой частоты, чтобы подчеркнуть определённый жанр музыки или тип аудиоконтента.

В редких случаях вы даже можете увидеть графическое изображение, в котором вертикальная ось отображает усиление (дБ), а горизонтальная – частоту (Гц).

Графический эквалайзер

Примечание: функция полосы пропускания, описанная в разделе параметрического эквалайзера, обычно работает в паре с графическим эквалайзингом. Здесь вы, скорее настраиваете весь диапазон частот, а не какую-то конкретную. В противном случае усиление или ослабление приведёт к странной звуковой сигнатуре.

Однако, большинство графических эквалайзеров не позволяют регулировать полосу пропускания по выбору, или даже видеть значение полосы пропускания. Вы можете поиграть с функцией, чтобы попробовать, что описано выше. Более широкая полоса пропускания влияет на множество частот вокруг выбранной, а более узкая имеет ярче выраженный специфический эффект.

Что такое частота и отклик

Один из самых важных терминов при работе с настройками эквалайзера – частота или частотный отклик.

Что такое частота и отклик

Частота представляет собой количество циклов (или звуковых колебаний) в секунду, и измеряется в герцах (Гц). Таким образом, частота 1 Гц эквивалентна одному колебанию в секунду, а частота 1 кГц равна одной тысяче колебаний за секунду.

Диапазон человеческого слуха охватывает примерно от 20 Гц до 20 кГц. Очень низкие частоты производят глубокий гул, в то время как самые высокие неприятно пронзительны.

Однако упомянутый выше диапазон является общим ориентиром, и верхний предел слышимых частот обычно снижается с возрастом. Младенцы могут слышать на частотах выше 20 кГц, в то время как большинство взрослых не слышат уже выше 15 кГц. Кроме того, некоторые из очень низких частот могут быть вообще недоступны человеческому слуху, но вы можете почувствовать их физически, если они достаточно громкие.

Что такое частота и отклик

Наушники и динамики обычно настраиваются в одном диапазоне, и большинство из них воспроизводят звук от 20 Гц до 20 кГц. Однако, все устройства по-разному обрабатывают частоты в этом диапазоне. Хотя колонки или наушники могут воспроизводить звук в одинаковом диапазоне частот, мощности, которые они передают каждой частоте, различаются.

Конкретная обработка частот известна, как частотная характеристика и обычно представлена в виде графика. На нём отображается частота (Гц), в зависимости от усиления (мощности) в децибелах (дБ).

Плоский отклик или ровный

Мы часто используем словосочетание «плоский отклик» в обзорах аудиопродукции. Если вы незнакомы с термином, означает — стремится звучать ровно и без искажений.

Плоский отклик или ровный

Но, мы не говорим про певца, чья подача может быть неверна. В этом контексте плоская характеристика — это частотная характеристика, максимально приближённая к неизмененной истине.

Звукорежиссёры и некоторые аудиофилы предпочитают именно «плоский отклик» от наушников и динамиков, потому что он обозначает звуковую подпись, являющуюся точной, прозрачной и свободной от окраски.

Вопреки названию, графики АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) даже для так называемых наушников с плоской характеристикой, обычно вовсе не плоские. Они обычно имеют отчётливые кривые и пики. Хотя вряд ли это плохо — если бы наушники и динамики не учитывали особенности человеческого уха, ровная частотная характеристика показалась бы нам странной.

В мире нет ни одной пары динамиков или наушников, которые, по общему мнению, были бы действительно плоскими. Но многие режиссёры звука согласны с мнением, что некоторые студийные мониторы здесь относительно близки.

Плоский отклик или ровный

Хотя ровный отклик и считается техническим идеалом, не обязательно является чем-то, что подходит большинству из нас.

Он даже скорее нежелателен для большинства людей. В зависимости от вкусов и особенностей слуха, вы можете предпочесть дополнительную глубину баса или чёткость высоких средних частот.

Настройка звука становится ещё более сложной, когда вы используете системы с регуляторами частот или многополосными эквалайзерами. В этих случаях можно значительно изменить звуковую сигнатуру устройств вывода, по своему вкусу.

Как пользоваться эквалайзером

Если вы установите всё фейдеры эквалайзера на ноль, означает ли это, что добьётесь плоской звуковой сигнатуры отклика?

Как пользоваться эквалайзером

Скорее нет. Хотя обычно эту настройку называют плоской или нейтральной, единственное, что здесь нейтрально, — это эквалайзер. Другими словами, частотная характеристика ваших наушников даже при нейтральной настройке эквалайзера, скорее неплоская.

Если динамики устройства воспроизводят мощные басы или действительно яркие высокие частоты (или и то и другое) при нейтральных настройках эквалайзера, мы описываем их, как имеющие скульптурную звуковую подпись (sculpted sound signature).

Опять же, многие слушатели предпочитают подобный тип звука. Именно поэтому множество колонок и наушников либо не стремятся к точности, либо поставляются с настройками эквалайзера, которые усиливают низкие или высокие частоты.

Правильная настройка эквалайзера

Теперь, когда вы понимаете, как работает эквалайзер, какие у вас планы? Сойти с ума и увеличить бас до 11? Конечно, нет, надо попытаться настроить эквалайзер на чистый звук.

Правильная настройка эквалайзера

Важно помнить, во-первых, в студии звукозаписи эквалайзер — это прежде всего инструмент для работы с проблемными частотами, которые выделяются в аудиозаписи.

Во-вторых, инструмент для творчества — с его помощью можно не только исправить, но и добавить некоторое усиления к высоким средним частотам вокалиста. Что сделает голос более хриплым, когда добавление высоких частот к гитаре может добавить ей воздушности. Наконец, вы можете использовать эквалайзер для создания различных эффектов.

Правильная настройка эквалайзера

Извлечение всех низких, выделение высоких средних и вырезание высоких частот из записи вокала. Это одна из отправных точек для создания низкочастотного звука радио или рации. К примеру, диджеи всё время используют фильтры эквалайзера в живых выступлениях. Медленная прокрутка фильтра нижних частот поверх барабанной дроби — обычное дело для электронной музыки.

Что такое суббас и бас

Суббас (глубокий гул, который вы скорее почувствуете, чем услышите) – это любая частота в диапазоне от 20 до 60 Гц.

Что такое суббас

Бас – это рокочущий элемент музыки, располагающийся над суббасом, частотой от 60 до 250 Гц.

Если вы хотите услышать немного больше глубины баса, начните с усиления различных низкочастотных диапазонов, чтобы понять, за что отвечает каждый из них. Самая дальняя слева полоса может быть достаточно низкой, чтобы подстроить частоты сабвуферного диапазона.

Добавьте немного больше тяжести и «тела» с помощью небольшого усиления или выберите громоподобный отклик с помощью резкого сдвига. Низкие и средние частоты в большей степени влияют на богатство звучания электрического баса или баритонального вокала.

Что такое суббас

Небольшое усиление этих частот приводит к более богатому звучанию, в то время как чрезмерное, заставляет элементы микса звучать мутно и неопределённо.

Средние частоты и диапазоны

Средние частоты (СЧ) находятся в диапазоне от 250 Гц до 4 кГц. Именно здесь сосредоточена большая часть звука.

Средние частоты и диапазоны

СЧ делятся на три диапазона:

  • Низкие средние, от 250 Гц до 500 Гц
  • Средние середины, от 500 Гц до 2 кГц
  • Высокие средние, от 2 кГц до 4 кГц

Низкие средние частоты придают духовым, струнным и деревянным инструментам ощущение резонанса и полноты.

Средние частоты находятся там, где большинство инструментов берут свои высокие ноты, и если их чересчур усилить, они способны звучать гулко.

Высокие средние частоты охватывают большую часть вокала и являются местом атак ударных инструментов. Способны придать трекам особую выразительность, но слишком сильное усиление приведёт к резкому характеру звучания.

Средние частоты и восприятие

Производители редко усиливают средние частоты, обычно подчёркивая низкие и высокие. Это приводит к тому, что мы называем совмещённым звуковым почерком. Здесь много басов и высоких частот, но ничего нет посередине, чтобы соединить и сделать переход более естественным.

Если ваши наушники звучат тонко или гнусаво, попробуйте усилить средние частоты.

Высокие и средние частоты придают вокалу тонкую чёткость, но могут усилить сибилянты и создать резкое звучание, если усилить их слишком сильно. Небольшой дополнительный акцент на высоких срединах обычно добавляет немного ясности, чёткости и воздушности. Но, после этого вы, вероятно, не получите приятного вам звучания.

Средние частоты наушников

Многие производители аудиоустройств так и поступают, сильно усиливая низкие средние частоты. Рот таком сценарии высокие и низкие частоты уравновешивают друг друга, оставляя определяющим аспектом звуковой характеристики то, насколько наушники или колонки подчёркивают средние частоты.

Высокие частоты: чёткость и ясность

Высокие частоты (ВЧ) находятся в диапазоне от 4 кГц до 20 кГц, но большая часть этого диапазона не слышна человеку, возрастом старше подростка.

Высокие частоты: чёткость и ясность

Диапазон ВЧ разделяют на присутствие на нижнем уровне (от 4 кГц до 6 кГц) и яркость на верхнем (от 6 кГц до 20 кГц). Присутствие добавляет ясности и чёткости, обычно на этот диапазон и воздействует регулятор высоких частот.

Яркость (Brilliance) может сделать звук «искристым» и придаёт ощущение воздушности. Но слишком сильное усиление этих уровней может добавить треку шипение, или просто сделать ВЧ некомфортными для слуха.

Эквалайзер для наушников

Как настроить эквалайзер непрофессионалу

Как правильно настроить эквалайзер обычному пользователю? Используйте сопутствующие приложения для наушников или колонок.

Как настроить эквалайзер непрофессионалу

Но, не все аудиоустройства поставляются с подобными программами, да и многие из имеющихся зачастую бесполезны (мы оцениваем это в наших обзорах). В таком случае вы можете загрузить сторонние приложения EQ для Android и iOS.

Существует множество программ настройки эквалайзера для наушников, используемых с устройствами на macOS и Windows, если вы слушаете музыку через ноутбук или ПК. Однако, не стоит считать ПО для смартфона, инструментом тонкой настройки звуковой характеристики колонок или наушников.

Надо понимать, что у вас, скорее всего, не будет гибкости при увеличении или уменьшении частот, с возможностью полного удаления проблемных, как у звукорежиссёров в студии.

Как настроить эквалайзер

Усиление или ослабление — это просто подъём или опускания фейдера (постепенно) по вашему вкусу. Но, найти и исправить проблемную частоту сложнее. Начните с усиления группы частот и прислушайтесь к изменениям. Если проблемный частотный диапазон появился и начал звучать громче и более раздражающе, с ним и нужно работать.

В противном случае верните эту полосу к нулю и пробуйте другую, пока не найдёте полосу или полосы, наиболее близкие к частотам-виновникам проблем. Просто убедитесь, что постепенно увеличиваете усиление, а не максимизируете его в начале, чтобы избежать перегрузки драйверов устройства. Как только вы найдёте нужную частоту, уменьшите её, ненавязчиво опустив уровни ниже нуля.

Приложение эквалайзер

Одна проблема, с которой вы можете столкнуться, заключаются и в том, что, в отличие от звукорежиссёров, вы не сможете переключаться между определёнными инструментами. Вместо этого, единственным вариантом будет возможность отрегулировать все части микса, которые существуют в том или ином частотном диапазоне.

Другими словами, приглушение жёсткого вокала в высоких и средних частотах может привести к тому, что ударные или гитарные партии немного потеряют чёткость. Если у вашего эквалайзера есть настройки полосы пропускания, что бывает очень редко, сможете более точно определить частоты, которые хотите настроить.

Несмотря на это, тонкие настройки обычно являются ответом на получение максимальной отдачи от эквалайзера. Если вы не хотите ничего настраивать, возможно, следует просто приобрести наушники или колонку, со звуковой сигнатурой по умолчанию, больше всего вам подходящей.

Настройка эквалайзера для наушников

Чтобы помочь эффективно использовать эквалайзер и точно определить, с какими полосами работать, ниже приведено описание каждого частотного диапазона в пределах нормального выходного – наушников и динамиков.

Как лучше настроить эквалайзер AIMP – видео

Как правильно настроить эквалайзер (за 5 мин) 🎛️ — 2022Как правильно настроить эквалайзер (за 5 мин) 🎛️ — 2022
Александр Шаман
Пишет Александр уже на протяжении почти двух десятилетий. Первоначально для местных СМИ собирал новости в области технологий. Его любовь к научной фантастике разбудила огромную жажду знаний. Пытаясь понять, как это работает и может ли работать лучше, он настолько увлекается, словно погружается в транс. За это, среди коллег в TehnObzor он и получил прозвище — Шаман.
TehnObzor - Обзоры телефонов, планшетов, ноутбуков, игр, фото, аудио и техники
Поделись мнением или задай вопрос

  1. blank
    Олег

    Современное качество цифрового звука, уже не так критично к использованию эквалайзера.

    Ответить
  2. blank
    Тимур

    Эквалайзер – вещь хорошая, особенно если нужно слегка подправить не очень качественное звучание наушников или колонок. На некоторых телефонах таким образом можно опустить хрипы, при воспроизведении на максимальной громкости через динамик. Или добавить высоких частот для четкости (от баса толку на телефоне ноль). Но если устройство воспроизведения качественное, то можно и не трогать ничего. Я обычно в эквалайзер лезу если что-то не устраивает в звучании, прямо “в глаза бросается”, как говорится.

    Ответить