- История NVIDIA – истоки уходят в 1993 год
- История видеокарт NVIDIA
- Игровые видеокарты – революционные и популярные модели GPU NVIDIA
- Видеокарты для майнинга криптовалют
- NVIDIA – это не только графические карты
- Революционные технологии NVIDIA
- Почему компания NVIDIA имеет высокую стоимость на бирже
- NVIDIA – вычислительные ускорители и ИИ
- Настоящее NVIDIA и будущее
Американская компания NVIDIA сегодня является одним из лидеров технологического рынка. Многие знают этот бренд, но знакома ли вам его история? Давайте разберёмся, что привело NVIDIA к компании, с капитализацией, превышающей 1 триллион долларов.
В последние годы бренд NVIDIA ассоциируется с впечатляющими результатами на фондовом рынке. Геймеры, безусловно, знают компанию как производителя графических карт, считающихся лучшими в мире. Однако оказывается, что не только компьютерные GPU привели NVIDIA туда, где она находится сегодня.
Компания NVIDIA не боялась инвестировать в новые технологии. Сегодня производимые ею ускорители оказываются невероятно полезными. Они позволяют обрабатывать огромные объёмы данных. Давайте познакомимся с историей NVIDIA и её важнейшими продуктами.
Читайте также: G-Sync: что это такое и как работает в мониторах
История NVIDIA – истоки уходят в 1993 год
Хотя бренд NVIDIA ассоциируется с новейшими IT-технологиями, у него длинная история.
Компания была основана 5 апреля 1993 года в Санта-Кларе, штат Калифорния. Основателями NVIDIA являются:
- Джен-Хсун «Дженсен» Хуанг – родился на Тайване, переехал в США в возрасте 9 лет. Получил степень по электротехнике в Университете штата Орегон, затем степень магистра в Стэнфордском университете. До основания NVIDIA он работал в AMD, где занимался проектированием микропроцессоров. Дженсен был очарован возможностями, которые компьютерная графика предоставляла в начале 90-х годов.
- Крис Малаховски – вырос в Нью-Джерси, изучал компьютерную архитектуру в Университете Флориды и Университете Санта-Клары. Практический опыт приобрёл в таких известных компаниях, как Sun Microsystems и HP. Из последней ушёл, разочаровавшись в стиле управления. Крис также видел огромный потенциал в развитии графических ускорителей.
- Кертис Прим – третий основатель NVIDIA также провёл часть своей профессиональной жизни в Sun Microsystems и работал в IBM. В обеих компаниях отвечал за разработку графических систем. Видел необходимость создания значительно более совершенных графических процессоров.
Трое основателей NVIDIA встретились в ресторане Denny’s в Сан-Хосе. Идея создания новой компании возникла во время непринуждённой беседы. Тогда они ещё не знали, что их графические карты произведут революцию на рынке.
Со временем выяснилось, что в истории NVIDIA появятся другие продукты и технологии, возможно, имеющие ещё большее значение для пользователей по всему миру.
История видеокарт NVIDIA
Первым продуктом NVIDIA стал ускоритель NV1, тогда же «зелёная» компания столкнулась с серьёзными финансовыми проблемами.
Когда в 1996 году не удалось договориться с японским гигантом SEGA о поставке графических чипов для консоли Dreamcast (SEGA подписала контракт с PowerVR), будущее NVIDIA оказалось под вопросом. Тогда Хуанг принял решение уволить половину команды NVIDIA, а все силы были брошены на один проект – разработку нового графического процессора RIVA 128.
В итоге карта вышла на рынок в 1997 году и добилась впечатляющего успеха. За первые четыре месяца миллион экземпляров RIVA 128 нашли своих покупателей. NVIDIA спаслась от банкротства и смогла продолжить свою историю.
После успеха видеокарты RIVA 128 в истории NVIDIA появились другие успешные продукты. RIVA TNT и GeForce 256, которые стали синонимами нового качества в контексте графики компьютерных игр. И NVIDIA ежегодно представляла новые модели графических процессоров, возможности которых быстро росли.
Это было связано, в частности, с поддержкой последующих версий DirectX и других технологий, со временем становившихся стандартом в отрасли. Стоит отметить, что ранние модели графических карт NVIDIA были относительно доступными по цене. Благодаря этому они могли радовать большее число геймеров по всему миру.
Игровые видеокарты – революционные и популярные модели GPU NVIDIA
Как NVIDIA стала лидером в сегменте графических карт для компьютерных игр?
Ответом на этот вопрос могут служить многочисленные технологии, внедрённые этой американской компанией. Они появлялись в последующих моделях графических карт, которые охотно выбирали геймеры. Неудивительно – ведь они обеспечивали плавный геймплей с впечатляющей графикой.
Конечно, в истории NVIDIA мы также видели много доступных по цене GPU для менее требовательных (или располагающих меньшим бюджетом) пользователей. За более чем 30-летнюю историю у NVIDIA появилось несколько моделей видеокарт, на которые стоит обратить особое внимание:
- RIVA 128 (1997) – первая графическая карта NVIDIA со встроенным 3D-ускорителем. Видеокарта также поддерживала OpenGL, что обеспечивало лучшую производительность по сравнению с конкурентами. На этой карте многие играли, например, в Quake III Arena.
- GeForce 256 (1999) – первая графическая карта с поддержкой трансформации, затенения и освещения (T&L) в реальном времени. С её появления способ обработки графики изменился навсегда. Её возможности позволяли запускать такие игры, как Unreal Tournament.
- GeForce 2 GTS (2000) – внедрила технологию nFinite FX Engine и поддержку DirectX 7, что позволило улучшить рендеринг визуальных эффектов и деталей. Владельцы такой видеокарты смогли наслаждаться плавным геймплеем в играх, как Counter-Strike или GTA III.
- GeForce 4 (2002) – поддержка DirectX 8.1 и улучшенное управление памятью, а также поддержка технологий nView и PureVideo.
- GeForce 6000 (2004) – видеокарты этого поколения впервые поддерживали Shader Model 3.0. Благодаря технологии SLI мы также могли использовать две графические карты одновременно (в одном компьютере), что значительно повышало производительность в играх.
- GeForce 8800 GTX (2006) – это первая видеокарта с поддержкой DirectX 10, внедрившая унифицированные шейдерные блоки. Топовую карту AMD (главного конкурента) того времени (Radeon X1950) модель NVIDIA превосходила на 50–100% по производительности в играх. С такой графической картой мы могли играть в Crysis, полный великолепных эффектов.
- GeForce GTX 480 (2010) – первая видеокарта с поддержкой DirectX 11. Предлагала значительные улучшения в производительности и новые возможности для программистов, благодаря технологии CUDA. Высокая производительность карты позволяла запускать такие игры, как Battlefield: Bad Company 2 и Metro 2033.
- GeForce GTX 680 (2012) – этой видеокарте NVIDIA удалось превзойти конкурирующие модели AMD как по производительности, так и по энергоэффективности. С ней новые игры, как Far Cry 3 и Assassin’s Creed III, мы могли запускать на высоких настройках.
- GeForce GTX 980 (2014) – с момента успеха этой мощной графической карты можно говорить о неоспоримом доминировании NVIDIA на рынке видеокарт.
- GeForce GTX 10-series (2016) – созданные на новой архитектуре Pascal и техпроцессе TSMC 16-нм. Графический процессор NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti до сих пор многими считается лучшим GPU всех времён. Владельцы других, более слабых карт могли только позавидовать возможностям в играх DOOM (версия 2016) и Overwatch.
- GeForce RTX 2080 (2019) – первая видеокарта с поддержкой трассировки лучей (ray tracing) в реальном времени. Решение революционизировало способ рендеринга графики в играх, предлагая невиданное ранее визуальное качество. На RTX 2080 без труда запустятся игры, как Shadow of the Tomb Raider и Cyberpunk 2077, а также многие выходящие сегодня тайтлы.
Видеокарты для майнинга криптовалют
С развитием технологии блокчейн стало популярным использование графических карт в майнерах криптовалют.
В поисках наилучшей производительности выбор майнеров нередко падал на GPU NVIDIA. Во время роста цен на криптовалюты (прежде всего популярных – Bitcoin и Ethereum) мы столкнулись с настоящим бумом.
Интерес к покупке мощных видеокарт обрёл иное понимание производителей оборудования. На рынок вышли многочисленные модели, предназначенные для майнинга криптовалют. Они не имели видеовыходов, но обладали высокой производительностью.
Самые популярные видеокарты NVIDIA для майнинга криптовалют:
- GeForce RTX 4090
- GeForce RTX 4080
- GeForce RTX 3090
- Geforce RTX 3080
NVIDIA – это не только графические карты
На протяжении своей истории NVIDIA разрабатывала и развивала технологии, которые затем использовались, не только в видеокартах.
В настоящее время NVIDIA активно участвует в промышленной автоматизации. Компания поставляет решения на базе искусственного интеллекта. Они позволяют анализировать данные с множества датчиков (например, автономных транспортных средствах и с автопилотом).
Соответствующие решения также внедряются в передовые производственные линии. Чипы и ускорители NVIDIA позволяют оптимизировать производственные процессы. Технологии GPU, в свою очередь, используются для анализа данных – они идеально подходят для этого, благодаря высокой производительности.
Чипы NVIDIA сегодня используются:
- Научных и медицинских исследованиях
- Инструментах и технологиях обучения, искусственного интеллекта и моделях глубокого машинного обучения.
- Автомобильной промышленности – NVIDIA также разрабатывает собственную платформу для автономных автомобилей (NVIDIA Drive). Эти системы обрабатывают изображения, принимают решения в реальном времени, заботятся о безопасности пассажиров и других участников движения.
Революционные технологии NVIDIA
NVIDIA разработала программную платформу CUDA, позволяющую эффективно использовать вычислительную мощность GPU.
Таким образом, разработчики программного обеспечения могут использовать вычислительную мощность графической карты. CUDA находит применение в различных областях – от повышения производительности приложений и игр до анализа данных, требующих огромной вычислительной мощности и научных симуляций.
NVIDIA также была пионером во внедрении технологии Ray Tracing в графические карты серии RTX. Их видеокарты имеют специальные ядра для обработки трассировки лучей, что приводит к генерации графики высокого качества. Ray tracing используется как в играх, так и в приложениях (например, для проектирования).
Многие геймеры также могут быть знакомы с сервисом GeForce Now. Это платформа, позволяющая играть в облаке. Игра запускается на сервере NVIDIA, а компьютер (или другое устройство) пользователя должен только отображать картинку и отвечать за управление. Вам не нужно иметь мощный компьютер или консоль, чтобы запустить новейшую игру на высоких настройках.
Почему компания NVIDIA имеет высокую стоимость на бирже
С 2023 года NVIDIA может похвастаться оценкой биржи, превышающей 1 триллион долларов.
Это результат значительного (постоянно растущего) спроса на продукцию компании. Речь идёт, конечно, не только о графических видеокартах NVIDIA. Имеются в виду также решения, предназначенные для задач, связанных с искусственным интеллектом (ИИ).
GPU и ускорители NVIDIA стали ключевыми компонентами во многих отраслях. Они находят применение везде, где используются новые технологии и искусственный интеллект. NVIDIA стала лидером в своей области, также благодаря инвестициям и сотрудничеству с такими признанными компаниями, как OpenAI (создатели ChatGPT).
Сегодня NVIDIA является одним из главных игроков на рынке ИИ. По мере развития этой отрасли растёт и стоимость компании.
NVIDIA – вычислительные ускорители и ИИ
NVIDIA производит вычислительные ускорители и является одним из лидеров в этой отрасли.
Вычислительные ускорители стали ключевыми компонентами в высокопроизводительных вычислениях (HPC). Без них трудно представить работу искусственного интеллекта в том виде, в котором мы знаем сегодня.
По сравнению с классическими процессорами (CPU) вычислительные ускорители NVIDIA позволяют выполнять параллельную обработку данных. Это значительно увеличивает скорость вычислений.
Технологии, разрабатываемые NVIDIA, помогают в выполнении различных симуляций, а также в трёхмерном проектировании. Важно отметить, что они работают в реальном времени. Находят применение в архитектуре, при создании новых проектов, а также при решении сложных задач.
В настоящее время важнейшими инициативами NVIDIA, связанными с ИИ, являются:
- Omniverse – платформа, позволяющая создателям и инженерам сотрудничать в реальном времени в виртуальной среде. Используется, среди прочего, для 3D-моделирования и проектирования.
- Picasso – платформа для генерации графики и изображений с использованием ИИ. Создаваемая графика и анимация могут быть исключительно реалистичными. Picasso применяется прежде всего в рекламе и индустрии развлечений.
- NeMo – фреймворк, позволяющий создавать языковые модели и обрабатывать естественный язык (NLP), позволяет создавать продвинутые языковые модели, которые пользуются большой популярностью.
- BioNemo – использует вычислительную мощность GPU для ускорения исследований в области медицины и биологии. Служит для быстрого анализа биологических данных, может помочь в создании новых лекарств и целых терапий.
Некоторое время назад NVIDIA заявляла, что ИИ в играх – это основа. Со временем мы убедились, что это было верное предположение. Можно сказать, что история делает полный круг, а NVIDIA теперь отвечает как за производство графических процессоров, так и за развитие ИИ, который мы видим в играх.
Настоящее NVIDIA и будущее
Истоки истории NVIDIA неразрывно связаны с компьютерной графикой, ведь компания начинала с передовых процессоров и графических карт.
Изначально они находили применение прежде всего в игровой индустрии. Благодаря видеокартам NVIDIA геймеры могли отображать картинку в превосходной графике, которая от поколения к поколению становилась всё лучше. Помимо аппаратной части, NVIDIA также отвечает за многочисленные технологии и их внедрение в графические процессоры.
Со временем деятельность NVIDIA расширилась. Было замечено, что вычислительная мощность графических карт и их уникальные характеристики (способ работы, отличный от центральных процессоров) превосходно подходят для иных сложных задач. Графические видеокарты NVIDIA (и других производителей) также зарекомендовали себя как важнейший компонент майнинговых ферм для криптовалют.
В последние годы вычислительная мощность ускорителей NVIDIA нашла применение во многих технологиях, связанных, в частности, с искусственным интеллектом, обработкой языка и проектированием. Именно в этих областях следует искать ответ на вопрос: почему NVIDIA стала столь высоко оцениваемой компанией и одним из лидеров технологической отрасли.
Мы не претендуем на истину! Высказанное в обзорах, статьях и рейтингах мнение автора, является сугубо его личным, основанным на опыте, практике или других факторах. Оно может не совпадать с вашим, но это не значит, что неверно или не имеет права существовать. Все материалы, ссылки или контент сайта tehnobzor.ru носит сугубо познавательный (информационный) характер и не является рекламой, даже если содержит рекомендации автора