Мы протестировали устройства виртуальной реальности Oculus Rift, в сравнении с конкурентами – оно немного разочаровывает, вызывая желание снять его с головы.
Читайте также: Что такое HTC Vive – Обзор системы виртуальной реальности по-новому
Шлем виртуальной реальности Oculus Rift — Отзывы
Чтобы весь масштаб разочарования был понятен, стоит рассказать предысторию.
1 августа 2012 года на сайте Kickstarter, была начата кампания по сбору средств на дальнейшее развитие Oculus Rift. Нужную сумму в 250 тысяч долларов собрали всего за 4 часа, а через месяц пользователи инвестировали более 2,5 миллионов.
Массовая поддержка доказала, что люди поверили в проект и многое от него ожидают. И хотя это не было рекордом по сбору средств через краундфандинг, но позволило не только продолжить разработку, но и продемонстрировало наличие спроса. В компании Facebook были впечатлены и прибрели Oculus за 2 миллиарда долларов.
Прошло почти 4 года с начала кампании на Kickstarter, вышло несколько версий для разработчиков, и, наконец, в марте 2016 была выпущена потребительская версия Oculus стоимостью в 600 $ (около 39 000 рублей).
Но за это время появились такие шлемы виртуальной реальности, как Samsung Gear VR и HTC Vive, а Oculus Rift ничем не смог удивить — только разочаровать. Амбициозный проект фактически провалился. Давайте рассмотрим подробнее, в чем его достоинства и недостатки.
Дизайн Oculus Rift — произведение искусства
Oculus Rift выглядит как действительно ультрасовременный шлем виртуальной реальности, в то время как его основной конкурент Vive HTC похож на непонятное устройство из второсортного фантастического фильма.
Ткань, пластик и текстиль, покрывает устройство почти целиком и скрывает внешние излучатели, делая шлем гладким и приятным на ощупь. Каждая часть Rift кажется очень легкой, качественной и компактной, в этом он превосходит конкурентов. Однако некоторые замечали, что ткань достаточно жесткая и может натирать кожу.
Комфорт и удобство
У Oculus, как и у других гарнитур виртуальной реальности, достаточно широкие элементы. Две боковые планки и ремешок сзади соединяются в треугольник, который будет располагаться на затылке. Ремни работают довольно гладко, и не составит труда подогнать устройство под любую голову.
Rift легче подобных устройств виртуальной реальности, от его ношения не устает шея, а при движениях головы он практически не съезжает, однако большинство пользователей всё-таки посчитало HTC Vive более удобным устройством — Oculus местами кажется слишком узким и давящим, недостаточно гибким.
Oculus Rift соединяется с ПК через кабель, заметно более короткий, чем у Vive, но его всё равно можно использовать только сидя за компьютером. Как ни странно, шнур подсоединяется слева, а не по центру. Это довольно неудобно, если ваш ПК находится справа, к тому же было бы лучше, если бы кабель проходил сзади по спине (как у других шлемов), и его не приходилось бы забрасывать на плечо.
Стоит отметить, что в обычных очках для зрения пользоваться Rift неудобно.
У Oculus всего один небольшой внешний ИК-датчик на подставке, а не целая система датчиков позиционирования, которые развешаны по всей комнате, как у Vive. Впрочем, благодаря тем датчикам у HTC, достигается возможность для пользователя перемещаться по всей комнате и передавать свои движения из реального мира в виртуальный. В Rift такой возможности нет, но это и лучше для тех, кто не может освободить целую комнату для свободных перемещений в виртуальности.
Головокружение портит всё
Изначально впечатления от виртуальной реальности у новичка будут восторженные, но уже скоро ощущения головокружения, как при морской болезни, вызовут желание поскорее снять устройство. Из шести наших тестеров, шесть, жаловались на дискомфорт. Некоторые пользователи из-за сильной тошноты вообще не могли использовать Oculus в играх дольше нескольких минут.
При тестировании шлема, играть в платформер Lucky’s Tale, всем было забавно и интересно, в шутер Eve: Valkyrie, половина играла с удовольствием, другие же испытывали проблемы с головокружением, но от хоррор-игры Dreadhalls, каждому становилось нехорошо.
Также проблемы возникают и с контроллером Xbox. Это отличный геймпад, но в виртуальной реальности пользоваться им довольно проблематично — там вы его просто не видите. Видимо в Oculus предполагают, что у вас хорошая мышечная память, но если нет, придется просто вслепую нажимать всё подряд.
На самом деле все гарнитуры виртуальной реальности вызывают некоторую дезориентацию, но Oculus Rift — худший из нами тестируемых. Вероятно, всё дело в том, что устройство совместимо только с динамичными играми, и при этом не допускает движения всем телом.
Используя Samsung Gear VR, нам также приходится сидеть на месте, но у игр на нем гораздо более медленный темп, а ваш персонаж не должен бежать с бешеной скоростью. Игры в Vive, напротив, очень динамичные, но вы сами двигаетесь всем телом. Rift же, сочетает в себе худшие стороны.
Нечеткое изображение
Разрешение нашего шлема может впечатлить — 2160 х 1200. Но только если не учитывать, что расстояние экрана до глаз всего около 5 сантиметров, и это позволяет разглядеть каждый пиксель. По подсчетам AMD, для полного погружения в виртуальную реальность, разрешение должно быть около 116 мегапикселей. Как видно, Oculus очень далеко от идеала.
В то же время, большинство игр выглядят достаточно четкими, примерно, как на мониторе 720p, но всё же не 1440p и тем более не 4K. В какой-то мере тестируемый шлем компенсирует это частотой обновления 90Гц, и чрезвычайно эффектным стереоскопическим 3D. Дисплей обеспечивает захватывающее ощущение глубины погружения в каждую из игр, которую мы пробовали.
Недостаток четкости приводит к тому, что иногда становятся видны даже промежутки между пикселями. Это было распространенной проблемой старых экранов, но в 2016 году, смотрится просто ужасно. Особенно это заметно в ярких сценах.
Но и в темных сценах есть своя проблема — изображение никогда не бывает освещено или затемнено равномерно, в нем присутствует какие-то зернистые точки света, которых там явно быть не должно.
Для ушей Oculus Rift приятнее, чем для глаз. Встроенные наушники удобны, а звук в них более качественный, чем у конкурентов, и при этом не мешает вам слышать реальный мир, в этом их преимущество над наушниками-вкладышами. Но тут есть и недостаток — прикрепленные наушники нельзя заменить другими, лучшего качества, как в случае с Vive.
Настройка и приложения
Настройка Oculus Rift очень проста — достаточно зайти на специальный сайт и скачать программу установки. Дальше нужно выполнять пошаговую инструкцию, и уже примерно через 10 минут шлем виртуальной реальности будет готов к использованию.
Oculus Home — это система управления контентом, включая игры. Чисто технически, возможно пользоваться устройством и без этой платформы, загружая другие игры с других сайтов. Но далеко не во всех из них качество будет то же, что в размещенных на Oculus Home, а большинство и вовсе не будут работать в Rift.
Поначалу меню может показаться непривычным — вместо курсора там ваш собственный взгляд, а кнопки геймпада отвечают за выбор или выход. Три кнопки всегда видны на нижней части экрана, чтобы у вас был быстрый доступ к библиотеке, магазину и домашнему экрану.
SteamVR ненамного сложнее, однако на этой платформе список менее дружелюбен, нет профилей, достижений или хотя бы возможности расставить приоритеты при загрузке игр, как мы привыкли.
На Oculus Home также можно зайти с приложения, в котором у вас будет доступ к магазину и библиотеке. При таком варианте отсутствует множество возможностей, но всё же этого достаточно, чтобы в тратить время в основном на игры, а не их поиск и загрузку.
Эти платформы, конечно, позволяют покупать игры, но у них нет тех привычных возможностей сервисов, используемых игроками на ПК.
Посредственные игры
Eve: Valkyrie — симулятор космического корабля с видом от первого лица по вселенной Eve. Скриншоты и видео выглядят восхитительно, но то, что мы видели в демо-версии — это практически и есть вся игра, которая к тому же продается за 60 $. Не стоит ожидать, что за такие деньги вы получите интересный сюжет — доступен только режим выживания и мультиплеер.
Ну и, если повезет, вас не начнет тошнить через пару минут после начала игры.
Другая специально созданная для Oculus игра — это 3D-платформер Lucky’s Tale, в котором нужно играть от 3-го лица. Любителям жанра наверняка понравится, но большинству игроков скорее всего она надоест за пару часов. Самое главное — непонятно, зачем вообще выпускали игру, которая практически не использует возможности шлема.
Blazerush — лучшая из протестированных нами на этом устройстве игр. Гонка от первого лица за 10 $ действительно впечатляет и создает впечатление реального пребывания в гоночном болиде в гораздо большей степени, чем если смотреть на экран монитора компьютера. К сожалению, курсы обучения длятся дольше самих гонок, а сам заезд занимает считанные минуты.
Мы также попробовали The Apollo 11 Experience — документальную игру с ограниченной интерактивностью, о полете человека на Луну. Идея отличная, но воплощение подвело, и довольно скоро это надоедает.
Большинству специальных игр для HTC Vive и Samsung Gear VR тоже далеко до обычных на ПК, и всё же в этом они превосходят Rift. У Vive есть сюрреалистическая головоломка Fantastic Contraption, в которой вы своими руками в реальности можете создавать невероятные устройства в виртуальном мире. А на Gear VR доступна Land’s End с восхитительно красивым рисованным миром.
Подобных отличных игр на Oculus просто нет.
Гарантия на Oculus Rift
Как у любой гарнитуры виртуальной реальности, у Oculus Rift стандартная гарантия на 1 год.
Итог
В 2012 году, когда виртуальная реальность была только мечтой, на Oculus Rift многие надеялись, а обещанные возможности восхищали. Но с тех пор, виртуальная реальность стала доступна через многие устройства, для многих она уже часть повседневной жизни, поэтому никакой революции с выходом этого шлема, вопреки изначальным ожиданиям, уже не произошло.
Сегодня, к гарнитурам виртуальной реальности предъявляют особые запросы, и многим из них Rift не соответствует, уступая конкурентам.
В его технологии нет ничего нового — просто 3D-монитор, прикрепленный ремешками к голове, и это в то время, как другие устройства дают возможность всем телом управлять игровыми персонажами и изменять виртуальный мир.
Преимущества
- Хороший дизайн.
- Удобная для многих гарнитура.
- Простота в настройке и использовании.
Недостатки
- Вызывает морскую болезнь и рябь в глазах.
- Oculus Home не хватает функциональности.
- Нет достойных игр.
- Контроллер Xbox One не подходит для виртуальной реальности.
Но, не стоит считать Oculus Rift полностью неудачным устройством. Его легко настроить и использовать, некоторые эксклюзивные игры на нем забавны. Также, гарнитуру можно применять в небольших и занятых другими вещами помещениями, в отличие от HTC Vive. Но эти немногие плюсы Rift, не перевешивают разочарования от несбывшихся надежд вложившихся в это дело пользователей.
Гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift – видео обзор
Мы не претендуем на истину! Высказанное в обзорах, статьях и рейтингах мнение автора, является сугубо его личным, основанным на опыте, практике или других факторах. Оно может не совпадать с вашим, но это не значит, что неверно или не имеет права существовать. Все материалы, ссылки или контент сайта tehnobzor.ru носит сугубо познавательный (информационный) характер и не является рекламой, даже если содержит рекомендации автора